«Предоставьте каждому человеку все те права, которыми бы вы хотели обладать сами».
Роберт Ингерсолли
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.
ФГОС дошкольного образования впервые устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем дошкольном учреждении есть детишки с ограниченными возможностями здоровья. Это дети-инвалиды и дети с задержкой речевого развития. Специально для этих категорий детей на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования, совместно со специалистами, педагогами и медицинским работником с согласия родителей (законных представителей) разрабатывается и реализуется (с согласия родителей) адаптированная образовательная программа с учётом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребёнка, позволяющая ребёнку усваивать программу максимально комфортно для него.
Для того, чтобы данная работа была еще более результативной и эффективой, в детском саду созданы все условия.
Во всех зданиях созданы условия для доступа и нахождения в нем маломобильных групп населения. Уже на крыльце посетителей, людей с ограниченными возможностями движения, ждёт техническое сооружение – электроподъёмник. При входе и на каждом этаже имеются планы здания с азбукой Брайля, тактильные знаки и указатели. Для них же на первых этажах обустроен туалет, оборудованный специальной сантехникой и тревожной кнопкой вызова, подающей при необходимости сигнал на пост охраны. На первых этажах д.1 и д.3 располагаются пост охраны, два групповых помещения для самых маленьких детсадовцев, кабинет педагога-психолога, столовая для персонала, пищеблок, медицинский блок, прачечная с гладильной, помещение для уборочного инвентаря с местом для приготовления дезинфицирующих средств (такое помещение предусмотрено на каждом этаже) и лифт. На вторых этажах д.1 и д.3 расположены две группы, зал для музыкальных занятий, зал для спортивных занятий, студия для развития детей и методический кабинет. На третьих — две группы, кабинет заведующего, кабинет администрации, сенсорная «Волшебная комната», 2 кладовые. Здания оборудованы современными системами электро-, тепло- и водоснабжения, канализации, вентиляции и пожаротушения. Территории учреждения огорожены по периметру металлическим ограждением, зелеными насаждениями. В помещениях дошкольного учреждения по проеду Скандинавский, д.2 расположены: три групповых помещения, состоящие из раздевалки, игровой, спальни, туалетной комнаты, санузла для персонала и буфетной; методический кабинет, медицинский кабинет. |
Количество сотрудников – 86 человек. Количество детей – 375 человек.
Имеются и испольуются в инклюзивном образовании:
1) кабинет педагога-психолога, оснащённые специальными учебными пособиями, дидактическими материалами, техническими средствами обучения, предназначенными для проведения групповых и и ндивидуальных занятий с использованием при необходимости специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания ( в т.ч. световые печочницы,мультимедийный интерактивный стол, игровой комплект Дары Фрёбеля);
2) "волшебная комната" - это сенсорная комната, работа в которой направлена на снятие психоэмоциональной нагрузки, стабилизацию эмоционального состояния ребёнка.Комната оборудована разнообразными тактильными и звуковыми панно, интерактивной панелью "Дождь с грозой", сухим бассейном,воздушно-пузырьковой колонной, кривым зеркалом и прочим развивающим оборудованием;
3) студия " Познавайка" - это кабинет для дополнительных коррекционных занятий с детьми;
4) в спортивном зале имеется скалодром, различные тренажеры на все группы мышц, что помогает эффективнее физически развивать детишек,различное коррекционное оборудование ( разнообразные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, маты);
5) кабинет логопеда;
5) групповые ячейки оборудованы с учётом доступности для детей с ОВЗ и инвалидов.
Разработаны паспорта доступности на каждое здание (прилагаются).
-
Положение о ППК.pdf (563 КБ)
Cпециально оборудованные учебные кабинеты
Имеются и испольуются в образовании детей с ограниченнми возможностями здоровья:
1) кабинет педагога-психолога, оснащённые специальными учебными пособиями, дидактическими материалами, техническими средствами обучения, предназначенными для проведения групповых и и ндивидуальных занятий с использованием при необходимости специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания ( в т.ч. световые песочницы, мультимедийный интерактивный стол,игровой комплект Дары Фрёбеля);
2) "волшебная комната" - это сенсорная комната, работа в которой направлена на снятие психоэмоциональной нагрузки, стабилизацию эмоционального состояния ребёнка.Комната оборудована разнообразными тактильными и звуковыми панно, интерактивной панелью "Дождь с грозой", воздушно-пузырьковой колонной, сухим бассейном, кривым зеркалом и прочим развивающим оборудованием;
3) студия " Познавайка" - это кабинет для дополнительных коррекционных занятий с детьми;
4) в спортивном зале имеется скалодром, различные тренажеры на все группы мышц, что помогает эффективнее физически развивать детишек, различное коррекционное оборудование ( разнообразные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, маты);
5) кабинет логопеда;
6) групповые ячейки оборудованы с учётом доступности для детей с ОВЗ и детей -инвалидов.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Практические занятия с детьми, в том числе и с лицами с ограниченными возможностями здоровья, проводятся в групповых помещениях, музыкальном и спортивном залах. Доступ к ним детям с ОВЗ обеспечен: отсутствуюют пороги, имеется лифт, тактильные и виуальные информационные таблички.
Также имеются и испольуются в инклюзивном образовании, коррекционной работе:
1) кабинет педагога-психолога, оснащённые специальными учебными пособиями, дидактическими материалами, техническими средствами обучения, предназначенными для проведения групповых и и ндивидуальных занятий с использованием при необходимости специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания ( в т.ч. световые песочницы, мультимедийный интерактивный стол,игровой комплект Дары Фрёбеля);
2) "волшебная комната" - это сенсорная комната, работа в которой направлена на снятие психоэмоциональной нагрузки, стабилизацию эмоционального состояния ребёнка.Комната оборудована разнообразными тактильными и звуковыми панно, интерактивной панелью "Дождь с грозой", воздушно-пузырьковой колонной, сухим бассейном, кривым зеркалом и прочим развивающим оборудованием;
3) студия " Познавайка" - это кабинет для дополнительных коррекционных занятий с детьми;
4) в спортивном зале имеется скалодром, различные тренажеры на все группы мышц, что помогает эффективнее физически развивать детишек, различное коррекционное оборудование ( разнообразные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, маты);
5) кабинет логопеда;
6) групповые ячейки оборудованы с учётом доступности для детей с ОВЗ и детей -инвалидов.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Специальная коррекционная литература находиться в кабинетах логопеда и педагога – психолога и тьютора.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1. Игровые площадки. На территории всех трёх корпусов детского сада расположены игровые участки в количестве 15 шт. За каждой группой закреплен отдельный участок с песочницей, скамейками, малыми архитектурными формами и игровым оборудованием (горки, качели, домики - беседки), которое соответствует росту и возрасту детей. Ежегодно весной на игровых площадках проводится полная замена песка. Завозимый песок сертифицирован и соответствует санитарно - гигиеническим нормам. Песочницы закрываются крышками и тентами.
2. Спортивные площадки. На территории двух основных корпусов детского сада по адресу Скандинавский проезд, д. 1 и Скандинавский проезд, д. 3 имеются две спортивные площадки, на которызх проводятся занятия по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста. Также проводятся спортивные праздники и досуговые мероприятия. В летний, осенний и весенний период с воспитанниками проводятся занятия по скандинавской ходьбе. В зимний период проводится физкультура на лыжах с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
3. Для подгрупповой и индивидуальной работы с лицами с ОВЗ используется скалодром. Оборудование и инвентарь соответсвует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям СанПиН.
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья используются специальные адаптированные образовательные программы, а так же проводятся коррекционные занятия с педагогом — психологом и логопедом, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
В музыкальном зале установлена интерактивная доска, проектор и ноутбук.
Имеется развивающее коррекционное оборудование для воспитанников с ОВЗ: развивающее оборудование для кабинетов логопеда и педагога-психолога: игры и игрушки для интеллектуально-творческого развития детей с ОВЗ (развитие памяти, концентрации внимания, воображения, пространственных отношений и т.д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ "Детский сад №8" во все здания обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными воможностями здоровья.
Во всех зданиях созданы условия для доступа и нахождения в нем маломобильных групп населения. Уже на крыльце зданий по проеу Скандинавский, 1 и 3 посетителей, людей с ограниченными возможностями движения, ждёт техническое сооружение – электроподъёмник, а в здании по Скандинавскому,2 перед входом в каждую группу установлен пандус. При входе и на каждом этаже имеются планы здания с азбукой Брайля, тактильные знаки и указатели. Для них же на первых этажах обустроен туалет, оборудованный специальной сантехникой и тревожной кнопкой вызова, подающей при необходимости сигнал на пост охраны. На первых этажах д.1 и д.3 располагаются пост охраны, два групповых помещения для самых маленьких детсадовцев, кабинет педагога-психолога, столовая для персонала, пищеблок, медицинский блок, прачечная с гладильной, помещение для уборочного инвентаря с местом для приготовления дезинфицирующих средств (такое помещение предусмотрено на каждом этаже) и лифт. На вторых этажах д.1 и д.3 расположены две группы, зал для музыкальных занятий, зал для спортивных занятий, студия для развития детей и методический кабинет. На третьих — две группы, кабинет заведующего, кабинет администрации, сенсорная «Волшебная комната», 2 кладовые. Здания оборудованы современными системами электро-, тепло- и водоснабжения, канализации, вентиляции и пожаротушения. Территории учреждения огорожены по периметру металлическим ограждением, зелеными насаждениями. Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится за территорией учреждения. В помещениях дошкольного учреждения по проеду Скандинавский, д.2 расположены: три групповых помещения, состоящие из раздевалки, игровой, спальни, туалетной комнаты, санузла для персонала и буфетной; методический кабинет, медицинский кабинет. |
Количество сотрудников – 86 человек. Количество детей – 375 человек.
Имеются и испольуются в инклюзивном образовании:
1) кабинеты педагога-психолога, оснащённые специальными учебными пособиями, дидактическими материалами, техническими средствами обучения, предназначенными для проведения групповых и и ндивидуальных занятий с использованием при необходимости специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания ( в т.ч. световые песочницы, мультимедийный интерактивный стол,игровой комплект Дары Фрёбеля);
2) "волшебная комната" - это сенсорная комната, работа в которой направлена на снятие психоэмоциональной нагрузки, стабилизацию эмоционального состояния ребёнка.Комната оборудована разнообразными тактильными и звуковыми панно, интерактивной панелью "Дождь с грозой", воздушно-пузырьковой колонной, сухим бассейном, кривым зеркалом и прочим развивающим оборудованием;
3) студия " Познавайка" - это кабинет для дополнительных коррекционных занятий с детьми;
4) в спортивном зале имеется скалодром, различные тренажеры на все группы мышц, что помогает эффективнее физически развивать детишек, различное коррекционное оборудование ( разнообразные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, маты);
5) кабинет логопеда;
6) групповые ячейки оборудованы с учётом доступности для детей с ОВЗ и детей -инвалидов.
Разработаны паспорта доступности на каждое здание (см. на странице "Доступная среда").
Специальные условия питания
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Учитываются особенности питания для детей: замена блюд, приготовление пищи с исключением или заменой продуктов, которые детям противопоказаны на основании медицинского заключения.
Cпециальные условия охраны здоровья
Медицинская деятельность осуществляется внештатным медицинским персоналом детской поликлиники, которые наблюдают за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организуют и проводят при согласии родителей (законных представителей) воспитанников медицинские осмотры, профилактические прививки. Здание оборудовано современными системами безопасности. Имеются планы эвакуации, информационные табло (указатели выхода), таблички и указатели для сигнализации об опасности. В учреждении действует кабинет психологической разгрузки.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ имеется 5 компьютеров, 18 ноутбуков. Провайдером является ПАО «Ростелеком», скорость доступа не менее 5 Мбит/с. Передача сигнала происходит через оптиковолоконные линии, Wi-fi-роутеры. Активно используется электронная почта (detsad82015@mail.ru) для сбора и обмена управленческой и статистической информацией. Разработан и функционирует сайт учреждения https://ds8apelsin.ru/. На сайте размещены документы по организации образовательного процесса, документы, регламентирующие работу МДОУ, учредительные документы. Размещение фотографий воспитанников на сайте учреждения происходит после получения письменного согласия от родителей (законных представителей) воспитанников. Компьютерные технологии активно используются воспитателями и специалистами ДОУ для оснащения процесса работы с детьми, при проведении родительских собраний, методических объединений, праздников и досуговых мероприятий. В методических кабинетах МДОУ имеется вся необходимая методическая, справочная и детская художественная литература, наглядный и раздаточный материал, мультимедийные презентации, демонстрационные материалы. Музыкальные руководители и педагоги групп старшего дошкольного возраста широко используют в своей работе мультимедийные проекторы, интерактивные доски, ноутбуки, музыкальные центры. Кабинеты педагогов-психологов оснащены интерактивными столами, которые используются как в работе с нормотипичными детьми, так и с детьми с инвалидностью и с ОВЗ.
Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада - версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Весь педагогический состав имеет доступ к электронным образовательным ресурсам посредством компьютеров и ноутбуков в методических кабинетах, музыкальных залах, во всех группах. Воспитанники доступа к сети Интернет не имеют.
Для повышения качества педагогического процесса в практике учреждения используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В учреждении имеются в наличии специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ ( интерактивные песочные столы, мультимедийный интерактивный стол)
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Обжежитные и интернатные группы в структуре учреждения не предусмотрены.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитные и интернатные группы в структуре учреждения не предусмотрены.